«Было очень холодно». Крутой регбист из ЮАР рассказал о жизни в России
Не так часто героями интервью становятся регбисты. И это совершенно напрасно, поскольку этот вид спорта максимально мужественный и бескомпромиссный. Здесь невозможно представить себе отсутствие силового давления и контактной борьбы. На этом регби и построен.
В составах российских команд немало крутых легионеров. Эрл Даури – один из таких ярких примеров. Этот игрок оборонительного плана из ЮАР в России давно. До подписания контракта с новокузнецким «Металлургом» он выступал за красноярский «Енисей-СТМ» и московское «Динамо». Сейчас он одна из главных звёзд лиги.
— Позади уже большая часть регулярного сезона. Как оцените свою игру и выступление «Металлурга»?
— Первая часть сезона получилась довольно хорошей, в целом я остался доволен своим уровнем игры. Здесь помогла как работа, проделанная в межсезонье, так и, безусловно, то, что в команде мне дают отличную возможность проявить себя.
В течение сезона «Металлург» старается добавлять, прогрессировать. К настоящему моменту у нас могло бы быть больше очков в таблице, мы провели несколько очень упорных и близких по счёту матчей с клубами из лидирующей группы, но они, к сожалению, завершились не в нашу пользу. Это показывает, насколько высока конкуренция в чемпионате и насколько высокий уровень необходимо демонстрировать от игры к игре.
— Сейчас у команды не самая удачная серия, три поражения подряд. В чём видите причину такой чёрной полосы?
— Второй круг начался для нас с трёх матчей с фаворитами сезона. Наверное, где-то сказывается долгий перерыв в чемпионате, после которого мы ещё не до конца отточили командные взаимодействия. И то против «Локомотива» и «Красного Яра» мы выглядели неплохо и имели шансы на успех. «Стреле-Ак Барс» — да, уступили крупно.
Думаю, если мы продолжим добросовестно работать над улучшением качества игры, будем по-настоящему верить, что нам по силам перевернуть ситуацию и добиваться нужных результатов в решающей части сезона, если сможем поддерживать высокий уровень игры в течение всех 80 минут, а не только на отдельных отрезках матчей, то будем способны одолеть любого соперника.
— В этом году в лиге всего девять команд. Можно ли говорить о том, что как таковой борьбы за плей-офф не чувствуется? Выходят почти все команды.
— В конечном счёте за медали всё равно будет бороться четвёрка сильнейших. Мы должны стремиться попасть в неё, и путь только один — ежедневная тяжёлая, упорная работа.
— В прошлом году у вас был чуть ли не самый лучший отрезок в карьере. Как удалось выйти на пик?
— Да, пожалуй, это был один из лучших периодов моих выступлений в России. Думаю, мне помог перерыв перед сезоном, когда получилось побывать дома, провести время с семьёй и на время забыть о регби. Затем я набрал неплохие физические кондиции и подошёл к сезону с правильным настроем. Верю, что, когда я здоров и ментально устойчив, способен показывать хорошее регби и постоянно поддерживать этот уровень. Вдобавок вся наша команда в прошлом году прибавила, и на этом фоне мне было легче тоже сделать шаг вперёд. Здорово, когда и ты сам, и твои одноклубники стараются постоянно прогрессировать. Вместе приятнее двигаться к целям.
— Можете рассказать, как оказались в России? Удивились ли, когда к вам пришло предложение от «Енисея»?
— Да, можно сказать, был удивлён таким предложением. Меня тогда ничто не связывало с Россией, и я практически не был знаком с другими игроками из ЮАР, которые тогда выступали здесь. Сам был сосредоточен на развитии карьеры на родине, но, к сожалению, получал не очень много игрового времени и шансов проявить себя. «Енисей» на тот момент вдобавок ко внутренним турнирам выступал ещё и в европейском Кубке вызова, и возможность сыграть на этом уровне стала для меня одним из важных факторов в пользу перехода. Всегда буду благодарен «Енисею-СТМ» за то приглашение.
— Долго думали о переходе? Это же надо лететь в прямом смысле на другой конец света.
— Путешествия не так уж плохи — ты получаешь возможность побывать в разных частях света и узнать особенности местной жизни. Спорт, в частности регби, даёт такой шанс. Очевидно, что карьера профессионального спортсмена не бесконечна, поэтому я решил, что попробую воспользоваться этим шансом, чтобы потом ни о чём не жалеть.
— Если сравнивать уровень регби в ЮАР и России, он сильно различается?
— Есть как сходства, так и различия. В целом уровень регби, конечно, заметно отличается в пользу ЮАР. Всё-таки у нас уже долгое время выстроена система подготовки, начиная с детского возраста, затем в школах, университетах и на профессиональном уровне. В прошлом году во время Кубка мира по регби можно было заметить, что в дни матчей сборной ЮАР в нашей стране жизнь практически останавливалась и все следили за национальной командой. Регби — большая часть идентичности нашей страны. В России, я вижу, сейчас растёт и уровень игры в регби, и число болельщиков, людей, увлекающихся этим видом спорта, поэтому кто знает, что будет ещё через несколько лет.
— Что вас тогда удивило в России больше всего?
— Это определённо расстояния и то, сколько в стране часовых поясов. В ЮАР самый длинный внутренний авиарейс длится около двух часов, а в России — я даже не уверен, сколько именно, но думаю, что в несколько раз дольше.
— Можете рассказать о своих первых днях, как они проходили?
— Было очень холодно. Я до сих пор помню, что прилетел в Россию в шортах, потому что в ЮАР тогда ещё было лето, а когда вышел из самолёта, вокруг лежал снег. Также я столкнулся с языковым барьером, ушло некоторое время, чтобы привыкнуть и приспособиться.
— Не было ли желания в один момент всё бросить и вернуться на родину?
— Честно говоря, такие мысли посещали, особенно после смерти моего папы. Всё-таки тяжело подолгу не видеть родных. Но, как видите, я по-прежнему здесь.
— В какой момент вы поняли, что останетесь в нашей стране надолго?
— Я мыслю немного иначе. Что-то обдумывать, планировать и предполагать можно сколько угодно, но в конце концов ты окажешься там, куда тебя приведёт судьба, и проведёшь там столько времени, сколько было отведено. Остаётся только довериться богу, делать правильные вещи и надеяться, что всё будет хорошо.
— Когда пришлось уйти из «Енисея», сожалели об этом? Всё-таки команда была абсолютным гегемоном.
— Некоторая досада присутствовала, всё-таки это многолетний лидер регби в России, история и результаты которого говорят сами за себя. Роль в моём уходе тогда сыграл лимит на легионеров — в команде просто не оставалось мест для всех иностранных игроков. Несмотря на то, как всё получилось, повторюсь, всегда буду благодарен «Енисею».
— Когда стало понятно, что международные санкции изолировали российский спорт, было ли желание переехать?
— Да, я обдумывал это. Всё-таки, когда у тебя есть возможность соревноваться с командами и игроками из других стран, это отличная возможность для роста и прогресса. Ты сразу можешь увидеть свои недостатки на фоне оппонентов и понять, в чём именно в первую очередь нужно совершенствоваться. Жаль, что сейчас сложилась такая ситуация. Посмотрим, что будет дальше.
— Как после «Енисея» возник вариант с «Динамо»?
— Были и другие варианты, но я выбрал «Динамо» в первую очередь из-за того, что там работал тренер из ЮАР, у которого были амбиции, планы, идеи. К сожалению, не всё сработало. Рад, что после этого «Металлург» предоставил мне ещё один шанс показать, на что я способен.
— Сожалели в итоге о том, что перешли? Ведь там не так много получилось.
— В «Динамо» с самого начала возникли трудности. Сначала я некоторое время не мог играть из-за небольших травм, затем в двух дебютных встречах получил повреждения головы, в том числе сотрясение мозга. Пришлось опять восстанавливаться, в то время как в команде на меня рассчитывали и хотели большего вклада в результаты, особенно с учётом того, что я занимал легионерскую позицию. В итоге со мной решили расстаться. Что ж, это часть жизни спортсмена.
— После неудачного периода в «Динамо» вы упоминали, что колебались, когда пришло предложение из Новокузнецка. Что в итоге склонило чашу весов в пользу «Металлурга»?
— В «Динамо» я тогда толком так не проявил себя, поэтому думал, что предложений от российских клубов может больше вообще не поступить. Однако в один день мне поступил звонок от тренера «Металлурга», мы быстро обо всём договорились, и я оказался в Новокузнецке. Наверное, это та ситуация, когда всё сложилось идеально — команде оказался нужен такой игрок, как я, а мне самому — такая команда, как «Металлург».
— Ваша команда не входит в число фаворитов этого сезона. Что должно произойти, чтобы «Металлург» мог всерьёз рассчитывать на чемпионство?
— Повторюсь, путь к успеху заключается в ежедневной тяжёлой работе, вере в свои силы, в идеи тренеров, в свою способность обыгрывать кого угодно. Также в каждом матче нужно на протяжении 80 минут сохранять концентрацию и цепляться за каждый шанс получить преимущество над соперником. Лёгкого способа приблизиться к титулу нет — все команды хотят добиться этого, и конкуренция очень высока.
— Можете описать свою жизнь в Новокузнецке, как проходят ваши дни?
— Большую часть времени занимают тренировки и восстановление. Также стараюсь узнавать новое, изучать вещи, которые интересны для меня за пределами спорта. Как я уже говорил, карьера регбиста не может длиться вечно, и дополнительные знания и навыки ещё обязательно пригодятся в жизни. Не исключено, что именно они в какой-то момент будут помогать тебе обеспечивать себя и близких.
— Есть что-то, чего вам сильно не хватает в России из ЮАР?
— Это моя семья, океан и блюдо браай — что-то вроде барбекю, которое готовят в ЮАР по особому рецепту.
— Какая у вас самая забавная история, связанная с Россией?
— Наверное, когда я заблудился в метро. Сейчас, оглядываясь назад, вспоминаю это с улыбкой, но тогда мне было не до смеха. Я не смог сориентироваться, как добраться до нужной станции, постеснялся попросить помощи и уехал совершенно не туда.
— Не думали ли сделать российский паспорт, а в перспективе — выступать за нашу сборную?
— Да, думал об этом. Если предоставится реальная возможность, обязательно рассмотрю её. Возможность выступать на международных соревнованиях по-прежнему остаётся моей мечтой, целью и представляет большой интерес. Плюс я провёл в России уже продолжительное время и страна мне понравилась.
— У многих чернокожих спортсменов в Восточной Европе возникают проблемы с проявлением расизма. Вы с таким сталкивались?
— Нет, в России я с этим ни разу не сталкивался. Если говорить в целом, безусловно, расизм — большая проблема и миру предстоит сделать ещё многое, чтобы с ней справиться.
— Можете ли что-то передать легионерам, южноафриканцам в том числе, которые сомневаются сейчас приезжать в чемпионат России?
— Оглядываясь в прошлое, я сам себя сейчас спрашиваю: почему не попробовал свои силы в России раньше? Ты ведь никогда не узнаешь, как пойдут твои дела в другой стране, в другой обстановке, если не решишься выйти из зоны комфорта. Сейчас всем южноафриканским регбистам с уверенностью можно сказать, что, глядя на то, какими темпами в России развивается регби и сколько уже игроков из ЮАР выступает в чемпионате, вы никогда не почувствуете себя здесь не в своей тарелке. В России интересная и разнообразная жизнь, и я бы рекомендовал парням не испытывать никаких сомнений относительно приезда сюда.